Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
г. Кемерово
Юридический адрес: ул. Спортивная, 93; 
Фактический адрес на время капитального
ремонта здания:  ул. Дарвина, 4
ПН-СБ 08:00 – 20:00
ВС – выходной
Контакты

IV Всероссийский открытый конкурс фортепианных этюдов «От Школы беглости к Школе мастерства»

2026 год

Конкурс будет проводиться по видеозаписям 10–14 марта 2026 года

Положение, заявка, договор, акт, согласия на обработку персональных данных будут опубликованы по мере готовности.

2025 год

Конкурс будет проводиться по видеозаписям 10–14 марта 2025 года

Положение, заявка, договор, акт, согласия на обработку персональных данных

Заявка

Договор-оферта

Жюри

Продлён прием заявок на III Всероссийский открытый конкурс фортепианных этюдов «От Школы беглости к Школе мастерства», который состоится с 10 по 16 марта 2025 года по видеозаписям. 

Учредитель конкурса – Министерство культуры и национальной политики Кузбасса, организатор – Кузбасский музыкальный колледж.

Участники конкурса: 
- учащиеся,
- студенты, 
- преподаватели, 
- концертмейстеры,
- профессиональные исполнители.

Без ограничения в возрасте!

Участники I и II группы

Участники III и IV группы

Участники V и VI группы

Итоги

Дипломы I возрастной группы

Дипломы II возрастной группы

Дипломы III возрастной группы

Дипломы IV возрастной группы

Дипломы V и VI возрастных групп

Специальные дипломы

Протокол заседания жюри

Итоговый пресс-релиз

С 10 по 16 марта 2025 года состоялся III Всероссийский открытый конкурс фортепианных этюдов «От Школы беглости к Школе мастерства».

Видеозаписи прислали 109 учащихся детских музыкальных школ и школ искусств, студенты музыкальных колледжей из Кемеровской области - Кузбасса, Алтайского и Красноярского края, Белгорода, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Сургута, Томска.

В состав жюри конкурса вошли ведущие преподаватели Кузбасского музыкального колледжа по специальности «Инструментальное исполнительство (фортепиано)». Председатель жюри – Ермаков Василий Иванович – заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства (г. Москва), обладатель звания «Учитель года-2010», присуждённого благотворительным фондом Владимира Спивакова, победитель конкурса Министерства культуры РФ на присуждение премий лучшим преподавателям образовательных организаций за достижения в педагогической деятельности в 2022 году.

Гран-при: Костюкова Мария (ДМШ № 1 им. А. С. Зацепина, г. Новосибирск, преподаватель Шульга Ольга Альфредовна).

Специальный диплом «За исполнение пьесы «Жемчужинки» Ф. Бургмюллера»: Сотова Вера (ДШИ № 58, г. Новокузнецк, преподаватель Бочкарёва Ольга Ивановна).

Специальный диплом «За виртуозное исполнение этюда К. Черни ор. 299 № 31»: Кузьмиченков Никита (ДМШ № 4 им. Д. А. Хворостовского, г. Красноярск, преподаватель Акопян Ольга Владимировна).

Специальный диплом «За виртуозное исполнение пьесы В. Гаврилина «Токката»»: Загибалова Вероника (ДМШ № 24, г. Междуреченск, преподаватель Матяшина Ольга Владимировна).

Специальный диплом «Надежда»: самая юная участница конкурса Неделина Екатерина (ДШИ № 17, г. Киселевск, преподаватель Тактаева Лариса Анатольевна). 

Специальный диплом «За педагогическое мастерство»: Беликова Ольга Алексеевна, преподаватель ДШИ № 9 им. А. Д. Улыбышева, г. Нижний Новгород.
Поздравляем с заслуженными победами участников конкурса! Желаем неиссякаемого творческого вдохновения и новых высоких достижений в фортепианном исполнительском искусстве!

Итоги участия студентов Кузбасского музыкального колледжа

Лауреаты III степени: Воробьёва Ольга, Ковалёнок Алина (преподаватель Жукова Римма Борисовна); Шеломенцева Ксения, Шулякова Майя (преподаватель Бельтюгова Ирина Николаевна);

дипломанты: Карпунина Ирина, Кивишева Аделина (преподаватель Сафронова Валентина Николаевна).




2024 год

Положение, заявка, договор, акт, согласия на обработку персональных данных

Продление срока приёма заявок до 7 марта 2024 года

Конкурс будет проводиться по видеозаписям 7–14 марта 2024 года.

Итоги

Дорогие друзья, преподаватели, участники конкурса «От Школы беглости к Школе мастерства»

Публикуем итоги конкурса.

Поздравляем всех участников! Успехов, терпения, надежды и всех благ!

Обладателем Гран-при стала участница из Барнаула Виктория Артёмова (преподаватель Овсянникова Татьяна Анатольевна). 
Предлагаем Вашему вниманию в её исполнении этюд Фридерика Шопена op.10 № 8 https://youtu.be/46Dlv1h805s  




Дорогие друзья, преподаватели, участники конкурса «От Школы беглости к Школе мастерства»!

Приглашаем присоединиться к прослушиванию конкурсантов. В этом году подано 135 заявок.

Желаем всем участникам конкурса и преподавателям терпения и успехов!

Для хорошего настроения послушайте, как играет Токкату op.7 Роберта Шумана замечательный виртуоз, венгерский и французский пианист Дьёрдь Циффра https://youtu.be/NncHj0BKCps?si=daZDOvgzZfudH-e8.
 
Участники конкурса и их программы:
I группа
II группа
III группа
VI группа

Дорогие друзья, соратники, преподаватели, бывшие и будущие участники конкурса «От Школы беглости к Школе мастерства»!

Прошёл год после прошлого конкурса. Вы изменились, повзрослели, стали ещё увереннее и убедительнее играть этюды, виртуозные пьесы. 

Виртуозность – очень сильное и мощное средство музыкальной выразительности. Чтобы быть виртуозом, надо много заниматься.

«Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве», – говорил чешский педагог Ян Амос Коменский. 

Каждый новый век виртуозность музыкального искусства удивляет мир новыми запредельными горизонтами. Одни имена виртуозов сменяют другие: И. С. Бах; В. А. Моцарт, М. Клементи, К. Черни, Й. Гуммель; Ф. Лист, А. Герц, Ф. Калькбреннер; И. Гофман, Ф. Бузони, С. Рахманинов, С. Прокофьев; А. Володось, ЛангЛанг, Юя Ванг, Марк-Андре Амлен, Д. Мацуев.

Виртуозностью называют и высший уровень технического мастерства, и высокую скорость беглости пальцев, и особый высочайший уровень художественной содержательности исполнения.

В фортепианном исполнительском искусстве виртуозность имеет огромное значение, а споры о ней не утихают тысячелетия. «Виртуозность – не пассивная служанка композитора, – писал Я. И. Мильштейн, – ибо от её дуновения зависит как жизнь, так и смерть доверенного ей художественного произведения».
 
Для большего вдохновения в подготовке к конкурсу предлагаем вашему вниманию видео, в котором представлена обработка  Дж. Фина  «Полёта шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.

Ждём ваши заявки!

Хотелось бы рассказать о человеке, который  внёс огромный вклад в развитие техники и виртуозности фортепианной игры. Это Карл Черни – австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано; легендарный методист, который знаменит созданием огромного количества этюдов и виртуозных пьес. 

Этюды Карла Черни под редакцией  Генриха Гермера знакомы всем пианистам с раннего детства. Такие сборники этюдов как «Школа беглости пальцев», «Искусство фортепианной игры», «Шесть октавных этюдов для фортепиано», «Школа для левой руки» являются основой фортепианной техники. Очень любим и уважаем этого композитора и педагога.

Предлагаем Вашему вниманию послушать два этюда в исполнении Тончук Полины Олеговны – кандидата искусствоведения, доцента Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, лауреата Гран-при и обладательницы диплома за лучшее исполнение этюда Черни на Первом Всероссийском открытом конкурсе им. К. Черни (г. Омск).

К. Черни. Этюд соч. 740 № 17.
С. В. Рахманинов. Этюд-картина соч. 39 №  6. 


«От Школы беглости к Школе мастерства»

II Всероссийский открытый конкурс этюдов по видеозаписям

Дорогие друзья, преподаватели, участники конкурса «От Школы беглости к Школе мастерства»! Сегодня представляем жюри конкурса. 

В 2023 и в 2024 году работает жюри одного и того же состава, поэтому есть возможность сравнить выступления не только между конкурсантами, но и с прошлогодними выступлениями участника. 

Возглавляет работу жюри легендарная российская пианистка,  профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, заслуженная артистка России Наталия Владимировна Трулль.    
 
В «соревновании» исполнителей первенство принадлежит всё-таки мужчинам, хотя давно ушли в прошлое времена, когда женщинам был заказан путь на открытую концертную эстраду. Равноправие возможностей установлено. Но…

«Если рассматривать технические сложности, которые приходится преодолевать, – говорит Наталия Трулль, – то женщине играть на рояле гораздо менее удобно, чем мужчине. Не говоря уже о том, что жизнь концертирующего артиста мало приспособлена для женщин. История инструментального исполнительства свидетельствует вроде бы не в пользу женского пола. Однако была же такая великая пианистка как Мария Вениаминовна Юдина. Среди наших современников тоже немало выдающихся пианисток, скажем, Марта Аргерих или Элисо Вирсаладзе. Это вселяет в меня веру, что даже «непреодолимые» сложности – всего лишь этап. Этап, требующий максимального напряжения эмоциональных и физических сил...»

Кажется, именно так живёт и работает Наталия Трулль. Неспешно развивалась ее артистическая карьера. Без суетности – обучение в Московской консерватории у Я. И. Зака, затем – у М. С. Воскресенского, который сыграл особенно значительную роль в творческом формировании молодой пианистки. Наконец, ассистентура-стажировка Ленинградской консерватории под руководством профессора Т. П. Кравченко. 

Да и на конкурсную стезю она вступила, по нынешним меркам, в довольно зрелом возрасте, став в 1983 году победителем соревнования в Белграде. Однако особенный успех принес ей конкурс имени П. И. Чайковского в 1986 году. Здесь она не стала обладательницей высшей награды, но, важнее, что на стороне артистки оказались слушательские симпатии, причём, они нарастали от тура к туру.  «У Трулль, – говорил профессор С. Л. Доренский, – выверена каждая фраза, каждая деталь, да и в общем замысле всегда присутствует точно разработанный и последовательно выполненный художественный план». 

Вскоре после московского конкурса Наталия Трулль признавалась: «Публика, слушатель – это очень большая вдохновляющая сила, и чувство уважения к своей аудитории артисту просто необходимо. Может быть, поэтому, чем ответственнее концерт, тем, по-моему, я более удачно играю. И хотя перед выходом на эстраду нервничаешь невероятно, когда садишься за инструмент,– страха как не бывало. Остаются лишь чувство взволнованности и эмоциональный подъём, которые, несомненно, помогают». На эти слова стоит обратить внимание начинающих артистов.  

Педагогическую деятельность Наталия Владимировна начала в 1981 г. в Ленинградской консерватории в качестве ассистента профессора Т. П. Кравченко. В 1984 г. получила собственный класс в Ленинградской консерватории. В тот же период совмещала работу в консерватории с работой в Средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории в качестве педагога специального фортепиано. В 1988 г. переехала в Москву, начала работу в Московской консерватории в качестве ассистента профессора М. С. Воскресенского. С 1995 г. – доцент, с 2004 г. – профессор кафедры специального фортепиано (c 2007 г. – на кафедре специального фортепиано под руководством профессора В. В. Горностаевой). 

Наталия Владимировна Трулль регулярно проводит мастер-классы в России. С начала 1990-х ежегодно участвует в летних мастер-курсах Токийского университета Мусашино и регулярно проводит мастер-классы в г. Сидзуока (Япония). Неоднократно участвовала в работе летнего семинара в Лос-Анджелесе (США), проводила мастер-классы в музыкальной академии в Карлсруэ (Германия), а также в музыкальных вузах Грузии, Сербии, Хорватии, Бразилии и Чили. 

Участвовала в работе жюри разных международных конкурсов пианистов: Варалло-Вальсесия (Италия, 1996, 1999), Павия (Италия, 1997), им. Вианы да Мотта (Макао, 1999), Белград (Югославия, 1998, 2003), «Испанские композиторы» (Испания, 2004), им. Франсиса Пуленка (Франция, 2006).

Все ученики Наталии Владимировны – блестящие пианисты, лауреаты всероссийских и международных[конкурсов. Сегодня мы представляем вашему вниманию выступление одного из юных исполнителей её класса – Елисея Мысина.  Прозвучит  Прелюдия до минор (соч. 23 № 7) Сергея Васильевича  Рахманинова.

 



2023 год


Конкурс проводится по видеозаписям 6–10 марта 2023 года

Положение
Заявка
Договор, акт
Согласия на обработку персональных данных

Участники конкурса и их программы:

1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
6 группа

Итоги:

1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
6 группа

Итоговый пресс – релиз

Уважаемые коллеги и участники I Всероссийского открытого конкурса этюдов «От Школы беглости к Школе мастерства»!

Настал долгожданный момент: сегодня мы публикуем итоги конкурса.

Было подано 98 заявок с разных уголков нашей страны. Были представлены города Барнаул, Магнитогорск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Томск. Из Красноярского края выступали участники из  городов Лесосибирск, Ужур, а из Мурманской области  – из города Апатиты.    

Много участников – из городов, посёлков и сёл Кемеровской области. Некоторые школы представили очень большое количество пианистов. Это и есть конкурс, когда он существует уже в отдельно взятой школе.

Хочется поблагодарить всех за большой кропотливый труд.

Следующий конкурс состоится в марте 2024 года. У ваших учеников есть время для совершенствования!

Отдельная благодарность – педагогам, выступившим на конкурсе. Это Елена Владиславовна Корниенко (ДШИ № 2 г. Салаир) и Ольга Станиславовна Горностаева (ДШИ № 65 пгт Шерегеш). Спасибо Вам за любовь к фортепианному исполнительству!

На конкурсе было много прекрасных выступлений, профессиональных педагогических работ. А одно выступление было просто блестящим! По единогласному решению жюри Гран-при конкурса присуждён Веронике Пахомовой –  учащейся Новосибирской специальной музыкальной школы.  От лица жюри и оргкомитета конкурса поздравляем Веронику и её замечательного преподавателя – Светлану Анатольевну Пудовкину с победой.

Надеемся, что конкурс будет продолжать вызывать интерес и способствовать развитию виртуозности и профессиональному росту наших учеников!

Предлагаем вашему вниманию Этюд № 35 соч. 740  Карла Черни в исполнении победителя, обладателя Гран-при I Всероссийского открытого конкурса этюдов «От Школы беглости к Школе мастерства» Вероники Пахомовой.



«От Школы беглости к Школе мастерства»

Уважаемые коллеги и участники I Всероссийского открытого конкурса этюдов по видеозаписям «От Школы беглости к Школе мастерства». Завершён прием заявок. В этом году их 95. Желаем всем участникам конкурса и их преподавателям успеха, терпения и победы!

Основной задачей Конкурса является развитие виртуозности у всех желающих овладеть искусством игры на фортепиано.
Каждый новый век виртуозность музыкального искусства удивляет мир новыми запредельными горизонтами. При этом одни имена сменяют другие: И. С. Бах; В. А. Моцарт, М. Клементи, К. Черни, Й. Гуммель; Ф. Лист, А. Герц, Ф. Калькбреннер; И. Гофман, Ф. Бузони, С. Рахманинов, С. Прокофьев; А. Володось, Ланг Ланг, Юя Ванг, Марк-Андре Амлен, Д. Мацуев и другие.

Виртуозностью называют и высший уровень технического мастерства, и высокую скорость беглости пальцев, и особый высочайший уровень художественной содержательности исполнения.

Виртуозность как одно из главных музыкальных выразительных средств имеет огромное значение в фортепианном исполнительском искусстве, а споры о ней не утихают тысячелетия. «Виртуозность – не пассивная служанка композитора, – пишет Я. И. Мильштейн, – ибо от её дуновения зависит как жизнь, так и смерть доверенного ей художественного произведения». 

Основным способом достижения виртуозности является изучение этюдов.

Этюд ( от фр. etude «изучение») – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Жанр этюда ведёт отсчёт с XVIII века. Среди композиторов наиболее известен Карл Черни: автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и разных типов техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и другие).

Новую ветвь развития этот жанр получил благодаря  Фредерику Шопену: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются на концертах.
В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюите. Среди выдающихся композиторов – Роберт Шуман («Симфонические этюды»,), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды и другие). 

В конце прошлого века Дьёрдь Лигети создал знаменитые сложнейшие «Этюды для фортепиано» (книги I–III). Очень часто авторами этюдов становятся сами исполнители.  Ярчайшим примером является цикл пианиста-виртуоза Марка-Андре Амлена «12 этюдов во всех минорных тональностях».

Какими бы ние были сложными произведения, которые исполняют выдающиеся пианисты, всё, как правило, начинается с освоения этюдов Карла Черни. 

Из высказываний доцента Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, преподавателя Новосибирской специальной музыкальной школы Полины Олеговны Тончук: «Этюды Карла Черни знакомы каждому пианисту с раннего детства. Это бесценный материал для развития техники, чувства ритма, ясности мышления. Однако я помню, что в детстве эта музыка меня не слишком увлекала, этюды игрались добросовестно, но скорее «по обязательству», чем «по любви». Когда я начала преподавать, я взглянула на наследие Черни совсем другими глазами. Сколько в этих этюдах жизни, остроумия, изящества! Со своими учениками я прохожу их с большим удовольствием».

Первым учителем музыки легендарного пианиста-виртуоза Эмиля Гилельса стал Яков Исаакович Ткач. Особое внимание он уделял развитию фортепианной техники. Каждый урок начинался с гамм, которые разучивались во всех видах и различных вариантах: игра гамм вырабатывала беглость, силу, ловкость и разнообразное туше. За гаммами следовали этюды Лютша, Бертини, Волленгаупта. «Пианисту за фортепиано должно быть легко и удобно, словно он составляет с инструментом одно целое», – часто повторял педагог.  

Дорогие пианисты! Будьте настойчивыми, смелыми, виртуозными! В добрый путь!