Конкурс проводится по видеозаписям 6–10 марта 2023 года
Положение
Заявка
Договор, акт
Согласия на обработку персональных данных
Участники конкурса и их программы:
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
6 группа
Итоги:
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
6 группа
Итоговый пресс – релиз
Уважаемые коллеги и участники I Всероссийского открытого конкурса этюдов «От Школы беглости к Школе мастерства»!
Настал долгожданный момент: сегодня мы публикуем итоги конкурса.
Было подано 98 заявок с разных уголков нашей страны. Были представлены города Барнаул, Магнитогорск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Томск. Из Красноярского края выступали участники из городов Лесосибирск, Ужур, а из Мурманской области – из города Апатиты.
Много участников – из городов, посёлков и сёл Кемеровской области. Некоторые школы представили очень большое количество пианистов. Это и есть конкурс, когда он существует уже в отдельно взятой школе.
Хочется поблагодарить всех за большой кропотливый труд.
Следующий конкурс состоится в марте 2024 года. У ваших учеников есть время для совершенствования!
Отдельная благодарность – педагогам, выступившим на конкурсе. Это Елена Владиславовна Корниенко (ДШИ № 2 г. Салаир) и Ольга Станиславовна Горностаева (ДШИ № 65 пгт Шерегеш). Спасибо Вам за любовь к фортепианному исполнительству!
На конкурсе было много прекрасных выступлений, профессиональных педагогических работ. А одно выступление было просто блестящим! По единогласному решению жюри Гран-при конкурса присуждён Веронике Пахомовой – учащейся Новосибирской специальной музыкальной школы. От лица жюри и оргкомитета конкурса поздравляем Веронику и её замечательного преподавателя – Светлану Анатольевну Пудовкину с победой.
Надеемся, что конкурс будет продолжать вызывать интерес и способствовать развитию виртуозности и профессиональному росту наших учеников!
Предлагаем вашему вниманию Этюд № 35 соч. 740 Карла Черни в исполнении победителя, обладателя Гран-при I Всероссийского открытого конкурса этюдов «От Школы беглости к Школе мастерства» Вероники Пахомовой.
«От Школы беглости к Школе мастерства»
Уважаемые коллеги и участники I Всероссийского открытого конкурса этюдов по видеозаписям «От Школы беглости к Школе мастерства». Завершён прием заявок. В этом году их 95. Желаем всем участникам конкурса и их преподавателям успеха, терпения и победы!
Основной задачей Конкурса является развитие виртуозности у всех желающих овладеть искусством игры на фортепиано.
Каждый новый век виртуозность музыкального искусства удивляет мир новыми запредельными горизонтами. При этом одни имена сменяют другие: И. С. Бах; В. А. Моцарт, М. Клементи, К. Черни, Й. Гуммель; Ф. Лист, А. Герц, Ф. Калькбреннер; И. Гофман, Ф. Бузони, С. Рахманинов, С. Прокофьев; А. Володось, Ланг Ланг, Юя Ванг, Марк-Андре Амлен, Д. Мацуев и другие.
Виртуозностью называют и высший уровень технического мастерства, и высокую скорость беглости пальцев, и особый высочайший уровень художественной содержательности исполнения.
Виртуозность как одно из главных музыкальных выразительных средств имеет огромное значение в фортепианном исполнительском искусстве, а споры о ней не утихают тысячелетия. «Виртуозность – не пассивная служанка композитора, – пишет Я. И. Мильштейн, – ибо от её дуновения зависит как жизнь, так и смерть доверенного ей художественного произведения».
Основным способом достижения виртуозности является изучение этюдов.
Этюд ( от фр. etude «изучение») – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Жанр этюда ведёт отсчёт с XVIII века. Среди композиторов наиболее известен Карл Черни: автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и разных типов техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и другие).
Новую ветвь развития этот жанр получил благодаря Фредерику Шопену: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются на концертах.
В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюите. Среди выдающихся композиторов – Роберт Шуман («Симфонические этюды»,), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды и другие).
В конце прошлого века Дьёрдь Лигети создал знаменитые сложнейшие «Этюды для фортепиано» (книги I–III). Очень часто авторами этюдов становятся сами исполнители. Ярчайшим примером является цикл пианиста-виртуоза Марка-Андре Амлена «12 этюдов во всех минорных тональностях».
Какими бы ние были сложными произведения, которые исполняют выдающиеся пианисты, всё, как правило, начинается с освоения этюдов Карла Черни.
Из высказываний доцента Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, преподавателя Новосибирской специальной музыкальной школы Полины Олеговны Тончук: «Этюды Карла Черни знакомы каждому пианисту с раннего детства. Это бесценный материал для развития техники, чувства ритма, ясности мышления. Однако я помню, что в детстве эта музыка меня не слишком увлекала, этюды игрались добросовестно, но скорее «по обязательству», чем «по любви». Когда я начала преподавать, я взглянула на наследие Черни совсем другими глазами. Сколько в этих этюдах жизни, остроумия, изящества! Со своими учениками я прохожу их с большим удовольствием».
Первым учителем музыки легендарного пианиста-виртуоза Эмиля Гилельса стал Яков Исаакович Ткач. Особое внимание он уделял развитию фортепианной техники. Каждый урок начинался с гамм, которые разучивались во всех видах и различных вариантах: игра гамм вырабатывала беглость, силу, ловкость и разнообразное туше. За гаммами следовали этюды Лютша, Бертини, Волленгаупта. «Пианисту за фортепиано должно быть легко и удобно, словно он составляет с инструментом одно целое», – часто повторял педагог.
Дорогие пианисты! Будьте настойчивыми, смелыми, виртуозными! В добрый путь!